.

Среда, 30.09.2020, 09:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход


۩ Меню »
۩ Категории каталога »
Статьи о США [24]
В этой категории Вы можете ознакомиться со статьями, имеющими непосредственное отношение к США...
Почему погибнет Америка [10]
Хотите узнать? Тогда вперед, к разделу! Автор: Олег Платонов
Михаил Задорнов [245]
Статьи, шутки, "задорнизмы", "задиризмы" и прочие колкости от великого сатирика!
Глобализация [8]
Что такое глобализация? Чего нам следует ожидать? Об этом Вы сможете узнать в данном разделе.
С юмором [9]
В этом разделе собраны различные материалы в шутливой и ироничнной форме.
На закуску [42]
Каталог со статьями и материалами на различные темы.
۩ Мини-чат »
۩ Голосование »
Ваш возраст:
Всего ответов: 133
۩ Курс валют »
Информеры - курсы валют
۩ Свежие новости »
Главная » Статьи » Статьи о США

Почему не любят американцев - истоки антиамериканизма
Почему не любят американцев - истоки антиамериканизма

  Древний ужас

  Нелюбовь к США или антиамериканизм - достаточно древнее явление. При этом антиамериканизм весьма многолик, разнообразен и внутренне противоречив, как и многие другие стереотипы такого рода.

  В любом случае, антиамериканизм стар так же, как стары сами США. Для многих европейских переселенцев в Новый Свет Америка была неким "новым Иерусалимом", новым обществом, свободным от язв феодальной и монархической Европы. Однако эти идеи и оценки имели множество влиятельных противников. 

  Антиамерикани́зм — отрицательное отношение к политике и культуре Соединённых Штатов Америки. Впервые термин антиамериканизм был употреблён в 1948 году во Франции, с тех пор различные аспекты внутри- и внешнеполитической деятельности, а также культуры США нередко подвергались фундаментальной критике. Однако, так как это происходило в разных контекстах и критика высказывалась, исходя из широкого спектра политических и религиозных мировоззрений, нельзя говорить о едином антиамериканском течении или единой идеологии.

  Во многих случаях, негативное отношение к политике и культуре США не является спонтанным выражением общественных настроений, а искусственно насаждается или поощряется авторитарными государствами с целью отвлечения населения от внутренних проблем. Это особенно характерно для мусульманских стран.

  Следует также отметить, что в подавляющем большинстве случаев антиамериканизм выражается, прежде всего, в негативном отношении к внешней политике США, а не к самому американскому народу или его культуре. Например, во многих странах с высоким уровнем антиамериканизма, молодое поколение тяготеет к американским фильмам, моде, музыке и так далее. Американизация и антиамериканизм могут развиваться параллельно, совершенно не мешая друг другу.


  Историк Дэн ДайнерDan Diner, автор книги "Америка Глазами Немцев"America in the Eyes of the Germans, приводит показательный пример такого рода. Корнелиус де Паув, друг Вольтера, философ и дипломат при дворе короля Пруссии Фридриха Великого, в 1771 году опубликовал книгу, в которой заявил, что открытие Америки стало величайшей трагедией в истории человечества (сам он в Америке не бывал). В конце 18-го - начале 19-го века в Европе была популярна теория, согласно которой американский континент обладал уникальными условиями, способствовавшими дегенерации - как животных, так и людей. Де Паув был сторонником этой теории, доказывая, что "самый слабый европеец может с легкостью сокрушить самого сильного американца". Известный американский ученый и дипломат Бенджамин ФрапнклинBenjamin Franklin на дипломатическом рауте в Париже опроверг этот тезис весьма оригинальным образом: он попросил замерить рост американцев, присутствующих на приеме и их европейских коллег, после чего стало очевидным, что по всем физическим данным уроженцы обоих континентов ни в чем не уступают друг другу. 

  Другой тезис первых антиамериканистов было опровергнуть сложнее: французский энциклопедист аббат Гийом де Райналь утверждал, что американский континент не произвел на свет ни одного поэта, художника или ученого - с течением времени антиамериканисты были вынуждены отказаться от этого обвинения по причине его полной абсурдности. 

  Австралийский политолог Брендон О′КоннорBrendon O′Connor, автор книги "Краткая История Антиамериканизма: От Культурного Критицизма до Терроризма"A Brief History of Anti-Americanism: From Cultural Criticism to Terrorism, отмечает, что истоки антиамериканизма принято связывать с противостоянием Старого (Европа) и Нового Света. Причем по мере подвижек цивилизации, изменялись и претензии к Америке. Первый этап антиамериканизма относится к 18-первой половине 20-го века. В этот период истории претензии к США имели научную или, точнее, псевдонаучную базу. К примеру, в начале-середине 19 века, по мере усиления европейского национализма, антиамериканизм во многом базировался на национальной идее. США воспринимались как страна людей без национальности, традиций, культуры, религии, опыта, что казалось странным, нездоровым и опасным. С точки зрения антиамериканистов-националистов, для американцев само понятие "Родина" превратилось в пустой звук. 

  Современный исследователь Стефан ГюнтцельStephan Güntzel, автор книги "Геофилософия Ницше"Nietzsche′s Geophilosophy, отмечает, что великий германский философ считал, что Америка опасна для Европы, поскольку распространяет бездуховность. Впоследствии этот тезис развил философ Мартин Хайдеггер, который в начале 1930-х годов указывал на "бездуховную технологичность" США (любопытно, что он считал рассадником такой же культуры и современную ему Советскую Россию). 

  Антиамериканизм принимал и иные формы. В конце 19-го века свой вклад в антиамериканизм внес известный французский философ и один из творцов теории о глобальном превосходстве белой расы Жозеф Артур де Гобино. Гобино отмечал, что сосуществование в США многих рас, в особенности, черной и белой, приводит к метисации, вырождению и деградации. 

  Второй этап антиамериканизма начался во время Холодной войны. После 1945 года антиамериканизм впервые приобрел четко выраженные политические черты: аргументы антиамериканистов стали использоваться в большой политике и в государственной пропаганде. Острие своей критики антиамериканисты направляли на "культ" доллара, бездуховность, угнетенность трудящихся и меньшинств в США, агрессивную внешнюю политику Вашингтона, неудачи в экономике и социальной сфере и т.п. 

  Известный американский социолог Сеймур ЛипсетSeymour Martin Lipset в статье "Либерализм, Консерватизм и Американизм"Liberalism, Conservatism, and Americanism отмечает, что тогдашние антиамериканисты более критиковали не сами Соединенные Штаты, а "измы", которые они обоснованно или необоснованно ассоциировали с Америкой - "протестантизм", "либерализм", "экспансионизм", "консерватизм" и т.п. Это было обусловлено идеологией Холодной войны: США ( как и их главный противник - Советский Союз) воспринимались как реальные символы определенных идеологий - капитализма и коммунизма. Антиамериканизм был одним из символов внешней политики не только СССР и иных социалистических стран, но и других держав, например, Франции. 

  Третий этап начался в 1991 году, после распада СССР. Здесь эстафету антиамериканизма подхватили новые силы - антиглобалисты и левые, считающие США "мотором" грабительской глобализации и бастионом капитализма. Для них подлинными символами Америки являлись и являются рестораны быстрого питания McDonald′s, джинсы и кола, транснациональные корпорации, Всемирный БанкWorld Bank, поп-культура, английский язык и пр.

  Началом четвертого этапа можно условно считать 11 сентября 2001 года. Здесь на авансцену вышли радикальные исламисты, которые убеждены, что США управляют евреи (вариант - масоны), а сами Соединенные Штаты ведут "крестовый поход" против Ислама. Самый известный террорист современности Усама Бен Ладен в 1996 году объявил джихад США, считая Америку главным врагом Ислама.

  Брендон О′Коннор указывает, что все этапы антиамериканизма не существуют отдельно друг от друга - идеи, популярные во время одной эпохи плавно "перетекают" в другую, иногда видоизменяясь, однако практически все аргументы антиамериканистов, к примеру, конца 19-го века, можно с легкостью обнаружить и в работах (речах, заявлениях и пр.) их современных продолжателей. 

  Так в 19 веке великий писатель Чарльз ДиккенсCharles Dickens посетил США и опубликовал книгу о своем путешествии. Он назвал американцев грубыми и неотесанными. Великий норвежский писатель Кнут Гамсун опубликовал книгу "Культурная жизнь современной Америки", где пришел к выводу, что США в культурном плане безнадежно отстали от Европы. Великий испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) писал, что США не могут претендовать на звание "великой державы", поскольку "у них нет истории, немного опыта, и они никогда серьезно не страдали". Многие известные европейские мыслители 19-го -начала 20-го века постоянно противопоставляли американский материализм и примитивизм культуре и духовности Европы. Эти же стереотипы постоянно используют апологеты современного антиамериканизма. 

Особенности нелюбви

  Нелюбовь к США приняла глобальные масштабы и имеет весьма необычные проявления. 

  Джулиа СвейгJulia E. Sweig, автор исследования "Огонь по Своим"Friendly Fire: Losing Friends and Making Enemies in the Anti-American Century, отмечает, что если 20 век можно назвать "американским столетием", то 21 век имеет все шансы стать "антиамериканским столетием". Причем антиамериканизм весьма многолик. Свейг пишет: "Эскимосы Аляски используют 23 слова для обозначения льда, в то время, как южнокорейцы используют 8 слов для того, чтобы описать свое негативное отношение к США".  

  Показательно, что до сих пор не существует внятного определения антиамериканизма. Французский историк Мари-Франс Туане, соавтор книги "Подъем и Падение Антиаемриканизма"The Rise and Fall of Anti-Americanism, считает, что это своего рода естественная "аллергическая реакция" на само существование Соединенных Штатов. В 1990 году Алвин РубинстейнAlvin Rubinstein и Дональд СмитDonald Smith, авторы исследования "Антиамериканизм в Третьем Мире"Anti-Americanism in the Third World, объяснили, что антиамериканизм - это "любого рода действие или высказывание, полностью или частично направленное против внешней политики, общества, культуры и моральных ценностей Соединенных Штатов".

  Попытки понять и объяснить феномен антиамериканизма предпринимались достаточно давно. Теорий высказано множество. В 1995 году вышла монография Пола ХолландераPaul Hollander "Антиамериканизм"Anti-Americanism, автор которой доказывал, что нелюбовь к США зиждется на четырех столпах: во-первых, в потребности найти "козла отпущения", во-вторых - в сверхдержавности США, в-третьих, в ассоциировании США со всеми проявлениями модернизации. В-четвертых, антиамериканизм постоянно подпитывается внешнеполитическими ошибками США. Здесь Холландер отмечает, что имеется ничтожно мало государств, внешняя политика которых приводит к возникновению ненависти ко всему, населяющему их народу, целиком. В 19 веке подобную нелюбовь вызывали колониальные державы - Великобритания, Франция, в меньшей степени Германия и Россия. В 20 веке на авансцену выступили Япония, Китай, Израиль, Индия, арабские государства.

  Петер КатценстайнPeter Katzenstein и Роберт КеоханеRobert Keohane, авторы масштабного исследования "Антиамериканизм в Мировой Политике"Anti-Americanisms in World Politics, доказывают, что ныне существуют четыре типа антиамериканизма: "либеральный", "социальный", "суверенно-националистический" и "радикальный", которые используют различную риторику. К примеру, "либералы" особенно многочисленны в таких странах, как Франция и Великобритания. Они обращают внимание на действия США, которые не приняты в их родных государствах, например, создание тюрьмы для лиц, обвиняемых в терроризме, на базе Гуантанамо. 

  "Социальные" антиамериканисты критикуют США за отсутствие механизмов социальной поддержки населения и, параллельно, за процесс глобализации, который, с их точки зрения, выгоден только для богатых (государств и людей). К числу подобных антиамериканистов принадлежат такие государственные деятели, как Фидель Кастро (глава Кубы), Уго Чавес (президент Венесуэлы), Эво Моралес (президент Боливии) и иные политики левой ориентации, а также антиглобалисты, политики левой ориентации и пр. 

  "Суверенных националистов" возмущает глобальное политическое, военное и экономическое доминирование США. Среди сторонников этой версии антиамериканизма - многие видные деятели Ирана, Северной Кореи, Сирии и иных государств, которые выстраивают на ее основе свою внешнюю политику. 

  "Радикалами" можно считать лидеров джихадистов, таких, как Бен Ладен и Хассан Насралла. Они обращают внимание на детали, которые считают маловажными или не стоящими внимания иные категории антиамериканистов. Суть их взглядов была изложена еще в 1956 году, когда египтянин Саид Кутб, получивший образование в США, а впоследствии основавший радикальную организацию "Братья-мусульмане" опубликовал книгу "Америка, Которую Я Видел". Кутба возмущали голые ноги американок, джаз, баскетбол, свободно продающиеся алкогольные напитки и пр. вещи, которые иные категории антиамериканистов просто не замечают.

  Известный политолог и мыслитель Тони ДжадтTony Judt, автор исследования "Антиамериканизм За Рубежом"Anti-Americans Abroad, отмечает, что нелюбовь к США, с одной стороны, глобальна и имеет общие черты, а с другой стороны - уникальна для каждого народа. К примеру, японцы и арабы обращают внимание на различные особенности США и совершенно по-разному реагируют на них. Японцы, в отличие от арабов, никогда не обвиняют США в атаке на Ислам и не критикуют "МакДональдсы", их не устраивают иные особенности Америки и американцев.

  Французский историк Филипп Роже, автор масштабного исследования о французском антиамериканизме ("Американский Враг"The American Enemy: The History of French Anti-Americanism) утверждает, что французские интеллектуалы традиционно воспринимают США как "цивилизацию машин", как страну "бездушных и безликих" городов, которая уничтожает и унифицирует человека. Любопытно, что писатели, философы и деятели искусств, которые имели иное представление об Америке, оказывались в положении изгоев. 

  Другой французский исследователь Жан-Франсуа Ревель, автор книги "Антиамериканизм"Anti-Americanism, и американец Рассел БерманRussell Berman, автор книги "Антиамериканизм в Европе"Anti-Americanism in Europe", независимо друг от друга приходят к схожим выводам. По их мнению, рост европейского антиамериканизма начался после распада СССР. Если до этого США воспринимались как неприятный, но необходимый противовес Советскому Союзу, то после 1991 года они стали восприниматься как главный раздражитель. Кроме того, оба исследователя утверждают, что не стоит списывать со счетов успехи коммунистической пропаганды. Ревель и Берман доказывают, что антиамериканизм - это идеология, а не политическая позиция, направленная на противостояние определенным аспектам внешней политики США. Не случайно, антиамериканизм в Европе существовал задолго до того, как США остались единственной мировой сверхдержавой. 

  Александр СтефанAlexander Stephan в книге "Американизация Европы: Культура, Дипломатия и Антиамериканизм После 1945 Года"The Americanization of Europe: Culture, Diplomacy, And Anti-Americanism After 1945 собрал коллекцию эссе о разных аспектах процесса американизации на европейском континенте. Авторы этих работ подчеркивают, что в восприятии европейцев США являются лишь творцами и потребителями своей продукции. К примеру, среднестатистический европеец склонен судить об американской жизни на основе продукции Голливуда. Он убежден, что американцы едят только гамбургеры и "хот-доги", пьют только "кока-колу" и т.д. При этом многие стереотипы такого рода абсолютно не имеют отношения к реальности: к примеру, американцев склонны воспринимать как бездуховных личностей, поклоняющихся доллару. На самом деле среднестатистический американец намного более религиозен, чем европеец, и жертвует на благотворительность, в среднем, в 2.5 раза больше, чем житель Западной Европы. 

  Социолог Эндрю КогутAndrew Kohut и экономист Брюс СтоксBruce Stokes, авторы книги "Америка Против Остального Мира"America Against the World: How We Are Different and Why We Are Disliked, на основе результатов социологических опросов доказывают, что многие фундаментальные основы современного антиамериканизма не выдерживают критики. К примеру, большинство жителей иных стран уверены, что унитаризм во внешней политике США обусловлен американским национализмом и религиозным консерватизмом. Однако опросы, проводящиеся в США, показывают, что подавляющее большинство американцев не разделяют подобных взглядов. Они не только не желают создать некую глобальную империю, но и мало заинтересованы в том, чтобы распространять демократию по миру. 

  Профессор Андрей МарковитцAndrei S. Markovits, автор книги "Грубый Народ. Почему Европа не Любит Америку"Uncouth Nation. Why Europe Dislikes America, проанализировал результаты опросов европейцев с начала 1950-х годов (его исследование, в основном касалось Великобритании, Германии и Франции). По его мнению, примерно 30% жителей Западной Европы стабильно демонстрируют проамериканские взгляды, примерно столько же - антиамериканские. Однако в периоды международных кризисов доля антиамериканистов заметно увеличивается. 

  Отношение к США также зависит и от личности американских президентов. Марковитц пишет: "Президент Джордж Буш и его администрация привели к тому, что Америка стала наиболее ненавидимой европейцами страной - уровень антиамериканизма достиг рекордных значений. Для европейской элиты Буш представляет квинтэссенцию "вздорного американца" - грубого, некультурного, ненадежного, невежественного и агрессивного". По мнению Марковитца, по сути своей, антиамериканизм европейцев основан не на каких-то реальных причинах, а на страхе перед мощью США и на внутренних фобиях (то есть, Европа ненавидит Америку не только за американские недостатки, но и за очевидные достоинства). При этом, если ранее США вызывали неприязнь только у сторонников крайне левых и крайне правых идеологических течений, то с начала 1990-х годов нелюбовь к Америке стала основным течением в европейской политической мысли - показательно, что во многих странах выборы выигрывали политики, подчеркнуто демонстрировавшие свои антиамериканские взгляды. 

  ГленнGlenn и Кэрол ШвейцерCarole Schweitzer, авторы книги "Остановить Вал Антиамериканизма"America on Notice: Stemming the Tide of Anti-Americanism, утверждают, что в последние десятилетия антиамериканские настроения наиболее усилились в арабском мире, что стало одной из причин активизации террористов-исламистов. В любом случае, по их мнению, если бы Америки не существовало, то государственным лидерам мусульманских государств стоило бы ее выдумать. Все внутренние проблемы своих обществ они успешно объясняют происками США и Израиля. Это позволяет им успешно удерживать власть в своих руках, не проводя необходимых реформ и не улучшая жизнь своих народов. 

  Мойзес НаимMoisés Naím, главный редактор журнала Foreign Policy, отмечает, что в современном мире США все больше и больше зависят от доброй воли иных государств и их правительств. Поэтому "Антиамериканизм крайне опасен для Соединенных Штатов. И не только для них"
Категория: Статьи о США | Добавил: Fralvik (07.01.2009)
Просмотров: 3835 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
۩ Форма входа »
۩ Поиск »
۩ Наши друзья »
۩ Погода »
۩ Праздники »
Праздники России
۩ Реклама »
۩ Статистика »



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
© Copyright «Fralvik ♥ & ♥ Angel» 2008 - 2020Сайт управляется системой uCoz